Delirium (touchy_blaze) wrote,
Delirium
touchy_blaze

Category:

По Балканам и Греции на мотоцикле. Часть 1. „Философия и быт” подготовки к мото-путешествию





Даты: 1-31 мая 2012
Пробег: 7500 км
Мотоцикл: неизменно BMW 650 GS Dakar

Команда: „У штурвала”- Макс Смоляр ; «штурман» и переводчик - Катерина Смоляр

Проживали: 60%– кемпинги, почти всегда у моря; 40% - гестхаусы и отели

Страны: Украина- Польша - Словакия- Венгрия- Хорватия-Черногория-(Босния и Герцеговина транзит 20 минут)- Албания- Греция- Болгария-Румыния- Украина

Итого: 10 стран- 3 моря Ионическое , Адриатическое и Эгейское- 2 Ионических острова и 2 полуострова- 3 паромные переправы, множество горных серпантинов и перевалов


Тем, кто любит дорогу - посвящается.


Далее: о том, как построить мото-маршрут, какой мото-экип брать с собой, какой стиль путешествия выбрать и т.д...

Предисловие. Мото-путешествие по Балканам и Греции.


Побережье Хорватии в направлении Боснии и Герцеговины

текст: Катерина Смоляр
фото: Макс Смоляр и Катерина Смоляр


Наверное, первая строка- это также сложно, как и первые километры (в начале путешествия)...
В начале строки всегда чувствуется какая-то растерянность, ведь существует миллионы способов того, с чего можно начать свой рассказ. Также как и в начале всякого пути тебя неизменно охватывает смешанное чувство предвкушения чего-то нового и, вместе с тем, страха перед ним. Когда в очередной раз откладываешь все дела на дальнюю полку, набиваешь кофры мотоцикла тем немногим, что станет твоими каждодневными вещами на ближайшие несколько недель и просто выезжаешь навстречу неизвестности. Навстречу приключениям...

За несколько месяцев до выезда казалось, что неподъемный груз дел просто не даст покинуть столицу – так много всего навалилось... Времени скрупулезно готовится к поездке и углубляться в разработку маршрута практически не было. До последнего оставалось ощущение, что в этот раз мы подошли к подготовке скорее интуитивно. В итоге, за два дня до выезда я судорожно качала информацию про высокогорные регионы Греции, расписания паромов в Ионическом море, координаты хороших кемпингов на побережье Хорватии, и природные достопримечательности в Румынии, которые планировалось оставить на закуску.



На самом деле в подборе достойных внимания дорог и маршрутов нам очень помогли, отличившиеся необычайной открытостью, мотоциклисты из Греции и других стран Балканского региона, которые в течение нескольких месяцев безропотно отвечали на мои многочисленные вопросы на форуме advrider.com

Уже через пару недель общения с отзывчивыми ребятами стало понятно, что все красоты материковой Греции не представляется возможным охватить даже за 2 недели. Неугомонные греки в зависимости от того, в каком регионе они проживали, наперебой рекомендовали, то объехать весь Пелопоннес, то обязательно посетить все высокогорные села на севере, то остановиться на пляжах Халкидики и т.д. В итоге мы набросали довольно емкий, если верить словам греков, маршрут, охватывающий и море, и горную часть, и глубинку и острова.




Маршрут следования: Польша- Словакия- Венгрия - в Хорватию (Плитвицкие озера, Парк Пакленица- Трогир - Дубровник – вдоль побережья) - Черногория (Которский залив, Пераст-Котор-Будва-Св.Стефан) – центральная Албания и offroading на юге - Греция (Загория, острова Левкада, Кефалония, полуостров Пелопоннес- Архиа Олимпия- Патра- Нафпакт- озера Эвинос и Пластира- Кардица-Калампака/Метеора- гора Олимп - Салоники- Халкидики) – Болгария (София) - Румыния (Baile Herculane-Cибиу- Сигишоара- Биказ каньон)



Slunjčica, Croatia

Но до Греции еще предстояло пересечь огромные просторы Восточной и Центральной Европы. Далее Хорватию и Черногорию, проехать все Адриатическое побережье вплоть до Албании…

Звучит более чем многообещающе. Особенно, если учесть, что про Балканы нам на тот момент мало, что было известно.

В то же время, мы имели дерзость рассчитывали на то, что поездка будет бюджетной, «ведь Балканы несомненно должны оказаться дешевле прошлогодней мото- Италии» – но этого мнения нам не долго оставалось придерживаться.



Slunjčica, Croatia

Немного смущало, что в этот раз придется пересекать границу не дважды, как при привычном въезде/выезде из Шенгена, а целых 8 раз. Но имеющаяся в наличии мультивиза все-таки минимизировала мои сомнения. Касательно Хорватии и Черногории вопросов возникало меньше всего- для граждан Украины в «летнее» время действовал безвизовый режим. В Албанию же виза украинцам вообще не требуется. Разрешенное количество транзитных дней через Болгарию не ограничено в отпускной период, в случае с Румынией при наличии мультивизы шенген – транзит составляет 5 дней.


Но прежде чем пуститься в наш долгий путь… Присмотримся на этот раз повнимательней к тому, что же мы брали с собой в путешествие, и чем именно были забиты кофры нашего BMW GS Dakar.

Мотоцикл вместе с нами и с 3мя полными кофрами весит около 390 кг. Масса как для Dakar_а не критическая, тем не менее, в этой поездке, как и в предыдущих мы ставили цель - максимально облегчить бивак, и вместе с тем, оставить хоть сколько-нибудь свободного места в кофрах – для дальнейших закупок продуктами на местности.

Итого имеем:
2 спальника „Sivera Вежа +3” каждый весом 340-380 г;
палатка Sierra Design Lighter весом 1,8 кг
2 надувающихся коремата Therm-a-Rest NeoAir и маленькие надувные подушки
2 фонарика petzl,
- что занимало всего-то пол заднего кофра, оставалось еще место для некоторой одежды и прочей мелочи.




Для мотоцикла: масло для двигателя, масло для автосмазчика цепи, запасные тормозные колодки – которые в упаковке же и привезли назад, набор инструментов, запасную лампочку головного света, которая пригодилась; средство для ремонта прокола.
Из спец. экипа привычный набор: термобелье, дождевики Proof куртка-штаны, подшлемник, перчатки от дождя IXON - для меня, водонепроницаемые бахилы, купленные когда-то в Ашане во Франции, средство антидождь и антифог для шлема.

Из модификаций GS Dakar
– еще с прошлых путешествий оборудовали мотоцикл автосмазчиком цепи, разеткой 12 V и инвертором 220 V ; противотуманками, термометром (всегда интересно узнать, что за бортом 12 градусов тепла).
С прошлого года на колесах стоят шины Metzeler Enduro 3 Sahara.

Боковые кофры: правый – одежда, сменная обувь, полотенца и фотоаппарат Canon Mark 2 с объективом, коробка с зарядками и аккумуляторами (в том числе универсальное накопительное зарядное устройство Belkin);

левый – посуда (чашки, столовые принадлежности), 2 пачки крупы (гречка, пшеничная каша) + соль и приправа „10 овощей” (не то чтобы „здесь могла бы быть ваша! реклама”, приправа и правда универсальная:), котелок Primus весом 290г, дождевики в компрессионном мешке, аптечка.
И, конечно же, мультитопливная горелка + полулитровый балон с топливом - крепится с внешней стороны сзади кофра.

У каждого из нас по малолитражному рюкзаку за плечами, но обычно они полностью пустые, в них документы – для удобства и гидратор, чтобы можно было пить воду прямо на ходу.

Навигация и гаджеты:
GPS Garmin Oregon 450 с картами City Navigator Europe;
для доступа в Интернет и прочего отлично подходит Ipod Touch. Как уже упоминалось, используем фотоапарат Canon 5D Mark 2. И Sony TX 5 – для «бортовых» съемок т.е. снимаю походу езды.




В общем, брать зонтики, раскладные стульчики, соковыжималки, любимые плюшевые игрушки и большие корематы на все пассажирское сиденье – это не про нас. Все оптимизировано дальше некуда. В отличие от большинства мото-туристов, которых встречали в Балканах, мы со своими локаничными кофрами "Hepco and Becker" выглядели просто выехавшими на легке :) при этом, имея все необходимое всегда с собой.

Если Вы лично никогда не прокладывали маршрут и у Вас нет опыта планирования последнего – лучше: а). спросить совет у бывалых людей б). спросить бывалый Google



Паром из Болгарии в Румынию

Обычно я, не смотря на уже кое-какой опыт в этой сфере, прибегаю к обоим вариантам. В случае с Интернетом – я выбираю интересующие достопримечательности очень просто - по картинкам (в этом очень полезен поисковик по просторам Live journal с его огромным количеством фото-отчетов разных стран http://ljsearch.org/)

Для нас 100% приоритетом в построении маршрута – являются именно природные достопримечательности и исключительно живописные (не всегда самые короткие) дороги.

Просчитать предварительно километраж поможет: maps.google.ua



Plitvička Jezera, они же Плитвицкие озера

Спросить совета местных (греческих…) мотоциклистов или просто бывалых мото-путешественников – не менее важно. На www.advrider.com/forums/ в ветке «Европа – Планирование путешествия» Вам расскажут о самых удивительных местах и маршрутах, еще и в гости на пиво пригласят.

А присмотреться к ценам и месту расположению кемпингов можна на: http://www.eurocampings.co.uk

В случае, с Хорватией и Черногорией для нас наибольший интерес представляло побережье и живописные серпантины вдоль него, а также природные национальные парки (Плитвицкие озера и Пакленица ), в Греции же нас интересовало абсолютно все, кроме больших городов, автобанов, археологических раскопок – то есть горы, море и ионические острова. А про Албанию нам вообще ничего не было известно. Наверно, именно поэтому, этот регион преподнес нам наибольшее количество сюрпризов, приятных и не совсем.


Как обычно, из Украины мы выезжаем в Шенген через Польшу, потому как для мото-путешествий делаем польские визы.
Посему пересекши границу, традиционно следуем автобанному маршруту Пшемысль- Прешов-Кошице- Будапешт-… а дальше, как говориться, куда глаза глядят.

Следует отметить, что в начале мая месяца в Украине и Восточной Европе, в целом, стояла 35 градусная жара.
Палящее солнце и назойливая духота – непривычные условия путешествия для этого времени года. Но мы радовались в первую очередь ясному небу, которое обеспечило нам быстрый телепорт по Варшавской трассе до Ровно, после – по Житомирской трассе до Львова и, наконец, до самого Будапешта.

На окружной Львова неожиданно поймали расколбас при съезде на заправку – вместо плавного съезда с только что отремонтированной трассы нас ждал сброс вышиной почти в бордюр. Такой прыжок при торможении в повороте привел к потере управления – а именно сильному вилянию переднего колеса. В результате остались на ходу только благодаря тому, что Макс, имея опыт в эндуро и мотокроссе, не растерялся и немного дал газу, а не додавливал тормоз.


У каждого мото-путешественника есть свой стиль и принципы передвижения. Во время больших прохватов, скажем, 600-700 км в день - мы привыкли делать минимум остановок по пути и в два-три броска добираться до следующей точки маршрута Останавливаемся только на дозаправку и быстрый перекус. Но, путешествуя, едем не ради того, чтобы просто проехать страны – а с целью знакомства с природой, укладом жизни, национальной кухней.

Так как у нас с Максом идентичный взгляд на цели и стиль путешествия – путешествуем всегда вдвоем, что гарантирует нам быстрое принятие решения, где и когда останавливаться, что смотреть, а что проехать мимо. Оптимизировав под себя скорость и общий темп передвижения, чувствуем себя вполне независимо и непринужденно, что само по себе не мало важно. Переговорным устройством в путешествии не пользуемся – долгие часы в дороге это время, чтобы побыть наедине с самим собой и своими мыслями. Музыку не слушаем – слушаем дорогу. Лично я во время езды предпочитаю сделать за дорогой, анализировать обстановку, фотографировать окрестности по пути или просто петь…

Перемещение в пространстве – зачаровывает, картинка за бортом меняется и ты словно загипнотизированный не можешь оторвать глаз от горизонта или разметки на дороге. В эти моменты мысли упорядочиваются, приходит ясность, полное спокойствие и уверенность. Преодолевая тысячи километров, сидя на мотоцикле, успеваешь передумать обо всем на свете, пересмотреть события последних месяцев и даже лет – в общем, впадаешь в некую литургическую задумчивость. Но не на долго – а до следующей остановки на дозаправку :)

В этом путешествии до первой ключевой точки, - а именно Плитвицкие озера в Хорватии мы доехали на 3-й день путешествия (по 600-700 км в день), до этого переночевав в мотелях под Львовом и Будапештом.




Plitvička Jezera, они же Плитвицкие озера

В дальнейшем в Хорватии и Греции не раз имели место радиальные вылазки в окрестностях, когда в день проезжали от 30 до 300 км – осматривая достопримечательности.






Несомненно, на процесс и исход любого путешествия влияет отношение, настрой с которым подходишь к делу. Для меня это было 4-е по счету дальнобойное мото-путешествие в качестве пассажира и организатора поездки, но это не являлось поводом расслабиться и почувствовать себя излишне самоуверенно. Каждая страна – стране рознь, а Балканы это отнюдь не привычная Европа. «Западная Европа», какой мы ее знаем, заканчивается после того, как вы покидаете Хорватию, которая, по сути, представляет собой дорогой европейский курорт.
Не без доли трепета и уважения относишься и к самой дороге. Долгий путь таит в себе много неизведанного, интригующего, но вместе с тем и опасного. Когда речь идет о таком горном регионе, как Балканы и Греция не стоит полагаться на излишнее везение с погодой и только широкие «европейские автобаны».
В течения дня в горах вас вероятнее всего застигнет дождь, а на побережье и в глубинке Греции вы столкнетесь с испытывающими на прочность узкими серпантинами у отвесных скал, с осыпающимися прямо на дорогу камнями и пасущимися за каждым поворотом козами :)

Бдительность и собранность – здесь не помешает. А заранее запланированный ночлег после длинного броска обеспечит своевременный отдых, вместо судорожного поиска жилья по ночи.

Еще одно правило – мы не передвигаемся ночью, а точнее предпочитаем планировать день так, чтобы после 7ми вечера уже стоять в кемпинге с палаткой. А если местность, как в случае с центральной горной Грецией и Черногорией обилием кемпингов не может похвастаться, лучше заранее присмотреть бюджетное жилье на booking.com

Жилье. К слову о жилье, в этом путешествии мы гораздо чаще обычного прибегали к услугам гастхаусов и частных отелей. Во-первых, в этот раз мы не останавливались у интернет-друзей по „каучсерфингу”, и в то же время столкнулись с тем, что некоторые кемпинги в Балканах и Греции стоят как отели, если не дороже. К тому же, далеко не везде в Черногории, Греции и Румынии мы могли найти кемпинги как таковые, потому останавливались в «гастхаусах» за 20-30 евро/ночь.





Скромный кемпинг в Дубровнике

В Хорватии же кемпингов в изобилии, но стоят очень по-разному, от 17 до 26 евро за ночь за двоих с палаткой и мотоциклом. Самый дорогой кемпинг, в котором нам предстояло жить находился в Дубровнике и стоил 26 евро.
Наиболее живописные и запоминающиеся кемпинги естественно находятся или у самого моря (кемпинг возле Нац. парка Пакленица, Хорватия; кемпинг на полуострове в Трогире; на Ионических островах Греции), или непосредственно в ухоженной парковой местности, изобилующей зеленью и многолетними деревьями (как кемпинг в Олимпии и Метеорах в Греции).


Paklenica. Нац Парк в Хорватии




Paklenica. В кадре я - для иллюстрации масштабов

В Болгарии и Румынии из-за проливных дождей мы и не пытались искать кемпинги, а сразу- присматривали уютную крышу над головой после сырого и тяжелого дня в седле мотоцикла.

В мае погода в регионе очень разная, как показывает практика. На материковой части Балкан и Греции чаще стабильно сухо и тепло, температура очень комфортная для мото-путешествия – до +26 ; выше в горах и на ионических островах – нередко случаются кратковременные дожди, а в Кефалонии (остров в Ионическом море) нас заливало так, что наша зубонепрокусаемая палатка дала небольшую течь, благо матерые пуховые спальники не подвели в холодную кефалонскую ночь в 10 градусов тепла. Какое уж тут купание в море. Греки и сами отмечали, что в этом году май выдался нетипично холодный. В целом, месяц май – идеален для поездки в Балканы. Богатая природа Адриатики и изобилие цветов в островной Греции в Ионическом море – одно из ярких впечатлений о регионе.


В Трогире, Хорватия







В Трогире

Конечно же, исходя из опыта, мы и не рассчитывали, что в течение месяца в 8ми странах нас будет сопровождать только сухая ясная погода, но чего мы действительно не ожидали – так это такого разнообразия в плане покрытия дорог в Балканах…
Не раз на бездорожье Албании и на убитых серпантинных дорогах центральной Греции и северной Болгарии оправдывала себя резина Metzeler Enduro 3 Sahara.
Подвеска нашего Dakar спасала ситуацию и на ямах северной Румынии. Надо отметить, что в случае с Балканами и Грецией мы намеренно игнорировали автобаны, за исключением броска через центральную Албанию, где некоторые дороги, кстати, гораздо лучше отечественных...

to be continued

"В следующих выпусках": читайте про рейтинг покрытия дорог по странам, про форс-мажор из-за поломки, про must-see достопримечательности в Балканах и многое другое...




;)
Tags: moto, mototravel, Балканы, Греция, мотопутешествие, отчет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments